8 ноября 2017г. в залах резиденции губернатора Свердловской области открылась персональная выставка Владимира Тютюева «Русь былинная».

 

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь — не шатается!

И века простоит — не шелохнется!

(из русских былин)

Русь величавая! Русь былинная… Тема выставки, открытой в канун праздника Дня народного единства, восходит к древним литературным источникам – русским былинам, воспевающим воинскую доблесть, красоту родного края, любовь к Родине, благородство мужских поступков, честь и достоинство человека. Именно такие мужские качества показывает художник Владимир Тютюев в своих работах, представленных в экспозиции выставки. Для него Русский богатырь – это не только образ доблестного воина-победителя, защищающего свою Родину, способного дать отпор неприятелю, но и образ мыслителя, твёрдо и рационально оценивающего свои поступки и саму жизнь («Русский воин», «На родине богатыря», «На перевале»). Лейтмотивом проходят образы известных русских богатырей – Ильи Муромца, Алеши Поповича и Добрыни Никитича, монументальные и величественные. В творческом арсенале художника – пейзажи и исторические картины, в последних автор отражает свои размышления и представления о жизни, свое отношение к современной культуре и нравственным идеалам. Желание постичь сущность вечных истин мироздания, жизни и Космоса сподвигло уральского художника к изучению философии Востока, путешествию в Тибет.

Большое место в творчестве занимает цикл картин о Тибете и Гималаях, где художник был неоднократно. Познакомившись с культурой, историей и философией Европы и Востока, художник, тем не менее, остается патриотом своей Родины и обращается к русским славянским корням, изучая древнюю историю России, историю воинской доблести, воплощенную в русском фольклоре – былинах, сказаниях, песнях и летописях, изучает известные битвы в истории Древней Руси. Примером такой изыскательной творческой работы является «Поединок Пересвета с Челубеем», выразившейся в Х-образной композиции, где художник показывает равноценное противостояние, не умаляя достоинств противников. Повествовательный иносказательный литературный язык отличен от живописного. Выразительным средством живописи является цвет, который важен для художника в передаче содержания и эмоционального состояния в картине. Работы «богатырской серии» наполнены мужской харизмой, энергией и силой, благородством и достоинством. Творческий живописный почерк Владимира Тютюева восходит к монументальной живописи: использование локальных цветовых пятен, условность, лаконичность и декоративная символичность делает образы этой серии такими простыми и понятными, монументальными и величественными.

Несомненным украшением выставки и тематическим дополнением являются пейзажи, раскрывающие красоту природы Урала, богатство лесов и полей, озер и рек, гор и равнин («Солнечный день», «В сентябре», «Весна» и др.). Сложно представить образ защитника без самой родины. Часто на выставке пейзаж является словно бы композиционным продолжением сюжета картины «богатырской серии», дополняя и обыгрывая смысловое и пространственное решение, например, «Оттепель» и «Поход», «Дружина» и «Зима. Богатыри».

 В памяти каждого россиянина при упоминании слова «богатырь» сразу же всплывают полотна В.М. Васнецова «Богатыри» (1898) и М.А.Врубеля «Богатырь» (1899), созданные более ста лет назад, воплотившие особенности мировоззрения русского человека рубежа XIX-XX веков, принципы историзма и обращения к русской истории. Но в начале века XXI на холстах Владимира Тютюева представлены иные образы, аллегорические и условные, понятные для современников, побуждающие к чувству патриотизма и интереса к истории русского народа, к его корням, богатому прошлому, любви к Родине и необъятным просторам России, что крайне важно для ценностного восприятия и интеллектуально-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования духовного развития современного человека в условиях неоднозначных реалий жизни.

Ирина Зябликова-Исакова, искусствовед