7 сентября в Тюменском региональном отделении Союза художников России открылась  персональная выставка режиссера, сценариста, художника анимационного кино, художника-графика, председателя Свердловского регионального отделения СХР  Сергея Айнутдинова «Весёлые путешествия в мир литературы».

Экспозиция включает ряд графических листов, созданных по мотивам детских сказок   «Городок на бугре» Константина Лагунова и  «Весёлые приключения зайца Пуса» Вадима Дубичева (псевдоним  Христо Христов), серию «Литератушки,  или Легкое путешествие в прошлое с намёком на будущее», а также разработки художественно-постановочных проектов к анимационным фильмам: «Ну вот ещё» и «Старый дед и внучек».

Художник Сергей Айнутдинов родился  в  1953  г.  в  Москве.  Окончил ВКСР,  ГОСКИНО СССР (мастерская Э.В. Назарова, Ю.Б. Норштейна).  Работал на киностудии «Созмультфильм»,  на Свердловской киностудии в качестве сценариста, режиссера, художника-постановщика и аниматора, поставил более 20-ти анимационных фильмов. С 2008 г. - Председатель Правления Свердловского регионального отделения ВТОО «Союз художников России». 

      Сергей Айнутдинов - активный участник и победитель многих графических форумов, его художественные произведения более сорока  раз отмечались на российских и международных выставках. Работы С. Айнутдинова находятся в Художественном фонде России, в Московском музее кино, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств, в Нижнетагильском  художественном музее, в Музее искусств города Толентино (Италия) и других государственных музеях и частных коллекциях в России, Польши, Германии, Англии, Чехии, Швейцарии, Турции, Японии и Финляндии и т.д. 

В 2013-2015 гг.. художник С.  Айнутдинов создал ряд графических произведений по мотивам детских сказок, выпущенных Средне-Уральским книжным издательством -  «Городка на бугре» Константина Лагунова, 1996 г., и  «Весёлых приключений зайца Пуса» Вадима Дубичева (псевдоним  Христо Христов), 1995 г.  Оба литературных источника, к которым обращается автор, были важными явлениями в культурном пространстве Среднего Урала, они любимы и востребованы уже не одним поколением читателей.

 Сказка Константина Лагунова «Городок на бугре»  повествует о необыкновенных приключениях  Кукурузинки и других героев (Соломинки, Пахтачка, Боб Бобыча, Перчика, Мэри Ковки и Питера Ушки и др.) в чудесном городке Кукупахе, о спасении жителей  от злых мышей, избавлении от жадин, перевоспитании лентяев и многом другом. Сергей Айнутдинов в начале 2000-х собирался снять анимационный фильм по сказке, однако этим  планам не суждено было осуществиться, зато появились оригинальные графические произведения.

Что касается «Весёлых приключений зайца Пуса» Вадима Дубичева, то в 1995 г. С.  Айнутдинов выступил  автором иллюстраций и книжного оформления этой сказки. Техника шелкографии, к которой автор обратился уже в 200-х, с её возможностями передавать яркость и динамичность образов и  событий  за счёт контрастности чёрных и белых пятен и выразительности штриха, позволила воплощать насыщенный содержательный ряд в оригинальную графику, даря зрителю глубокое эстетическое  наслаждение. Художественная интерпретация сказок С. Айнутдинова оказалась удивительно созвучной литературной основе, где главные герои - озорной, бесшабашный, задиристый, неунывающий оптимист, фантазёр и лакомка  заяц  Пус и его хозяин,  отставной военный летчик дед Игнат, - ведут, казалось бы, ничем не примечательную жизнь городских обывателей, однако   благодаря  беспокойно-авантюрному заячьему характеру, его неуёмной жажде приключений  жизнь эта оборачивается каруселью комичных и драматичных событий, за которыми столь интересно  наблюдать читателю, а затем и зрителю.

Увлекательные события из жизни зайца Пуса, умудряющегося на каждом шагу попадать в какие-то  передряги, поджидающие его даже в самых безопасных местах  (за обеденным столом,  в кладовке, в музее или в  зоопарке), или жизнь растений, обладающих человеческими характеристиками и качествами, попадающих в череду необыкновенных событий, разворачиваются перед зрителем с калейдоскопической непредсказуемостью, поражающей воображение неожиданными ракурсами и смыслами -  при всей узнаваемости и обыденности внешней канвы происходящего. Мастерство художника-графика в печатных листах С. Айнутдинова, сопрягаясь с его талантом режиссёра, выявляет синергетический эффект - неподвижная картинка напоминает остановившийся на мгновенье кадр, который вот-вот оживёт и задвижется, продолжая рассказывать историю. Умение увлечь зрителя повествованием должно быть  присуще любому режиссёру, как считает автор, и картина для него в данном случае - не исключение; каждый печатный лист - открывающаяся возможность пережить маленькое путешествие в мир, разворачивающийся за пределами видимого изображения.

Внутренняя динамика - отличительное качество всех работ Сергея Айнутдинова - достигается за счёт одновременного, симультанного  соединения несколько пространственно-временных планов цепочки событий, в тексте разворачивающихся постепенно; чёткое композиционное построение - диагональное, спиральное, круговое, зигзагообразное - сразу нескольких хронологических рядов усиливает эффект движения, рождающий впечатление лёгкости импровизации, а неожиданность пространственных и оригинальность пластических решений, ритмическое  разнообразие, множественность и разнохарактерность графических фактур, помноженные на искромётный юмор, неистощимую фантазию, яркую образность, исполнительский артистизм, делают печатную графику С. Айнутдинова волнительной,  интересной, незабываемой. Зрителю предоставляется возможность погрузиться в состояние спонтанной непредсказуемости, радостной непосредственности, естественной увлекательности игры, неожиданности открытий, столь свойственных детству; здесь важно разглядывать картинку и фантазировать. Нестандартность мышления, парадоксальность видения, оригинальность  формальных и образных решений графики Сергея Айнутдинова созвучны непосредственному детскому восприятию, для которого характерно проживание каждого мгновенья жизни как некоего чуда, дарующего восторг открытия мира,  праздничную радость.

В серии графических листов «Литератушки,  или Легкое путешествие в прошлое с намёком на будущее», автор с неистощимой творческой фантазией подбирает своеобразные пластические ключи, созвучные контексту современности, трансформируя образы классической художественной культуры, особенно литературы,  в широкое поле аллюзий и ассоциаций.  Техника шелкографии с её возможностями передавать контрасты и динамику позволила  воплотить  сложный содержательный ряд в изысканную графику.  

Вся серия строится вокруг фигуры А.С. Пушкина -  собирательного образа художника-творца,  совершенно свободного, с одной стороны, отрешённого от мира обыденности, стоящего на пределе своих человеческих возможностей и, в конечном итоге платящего за это своей жизнью, но всё же остающегося  при этом человеком. Как совместить  в себе Творца и человека с его земными привязанностями и страстями, живущего в конкретном культурно-историческом пространстве, - об этом и о многом другом серия шелкографий  «Литератушки, или лёгкое путешествие с намёком на будущее». Лёгкая ироничность, тонкий юмор, парадоксальность мышления, яркая образность, насыщенность графических листов метафорами, аллюзиями,  аллегориями, многомерность ассоциативных полей  не дают однозначных  ответов на череду возникающих у зрителей вопросов, и каждый лист кажется бесконечным, рождая разные прочтения, не исчерпывая их, что подтверждает высочайший уровень данной художественной серии.                                                                                                                                                                                                                                                          Художник предстаёт, например, «Пушкиным на коньках»,  взрезающим  время и пространство, в состоянии свободного творческого парения, вольно созидающим демиургом, который устремляется в абсолютную неизведанность, туда, где ещё предстоит сотворить новый космос.  За ним, по следам творца, - развивающийся мир, выраженный пластически в шлейфе  неразгаданных ребусов и вопросов.  В листе с условным названием «Exegi monument» обыгрывается классический текст римского поэта Горация и «Стихи к Пушкину» М. Цветаевой и поднимается вопрос вечной жизни автора в его творениях. Огороженная лестница, за ней следующая предстают как метафора незавершённости творческого развития, а стоящий перед лестницей со шлагбаумом  жандарм  усиливают впечатление трудности достижения  уровня «монумента». Автор также поднимает всегда актуальные вопросы непростых взаимодействий общества и художника, государства и человека, соотношения цензуры и творческой свободы, выражая эти проблемы средствами  графического языка, способного втянуть зрителя в литературно-изобразительную, иногда почти кинематографическую   стихию. Удивительная динамика и напряжённое звучание листов достигается за счёт причудливого сочетания разных ракурсов, активных ритмов,  живописности выразительных линий, градаций света и тени. Перед зрителем серия «Литератушки,  или легкое путешествие в прошлое с намёком на будущее»  предстаёт как   изящно-свободные, естественно-ироничные литературно-художественные   импровизации, рождающие многомерные и многозначные отзвуки.

Сергей Айнутдинов - режиссер, художник-постановщик более 20-ти анимационных фильмов, которые можно условно поделить на две части: авторское (трилогия «Абман зрения» («Аменция», «Аутизм», «Айнутдизм», «Фру-89», «Шуточный танец» и др.) и так называемое семейное кино («Ну вот ещё», «Кто в доме главный», «Лягушка и муравьи» и др.); многие фильмы отмечены престижными наградами международных и всероссийских конкурсов. Экспозиция «Весёлые путешествия в мир литературы» представляет разработки художественно-постановочных проектов к анимационным фильмам: по русской народной сказке «Ну вот ещё» (художник-постановщик Наталья Гропфель), по мотивам сказки бр. Гримм «Старый дед и внучек» (художник-постановщик Алёна Кассир). Наталья Гропфель и Алёна Кассир, выпускники Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра, создавая авторское видение анимационных фильмов, собрали огромный рабочий материал, значительная часть которого имеет самостоятельную выставочную ценность. Экспликации, эскизы к фильмам, разработки персонажей позволяют зрителям погрузиться в живую атмосферу рождения кино, оценить оригинальность мышления, творческие поиски, парадоксальность решений, мастерство исполнения замыслов художников. 

Галина Шарко, искусствовед

Выставка открыта до 7 октября по адресу:

 г. Тюмень, ул. Холодильная, 124,

вход свободный с 10.00 до 20.00.