7 сентября в 16 ч. в зале Свердловского художественного училища им. И.Д. Шадра открывается персональная выставка живописи члена Свердловского регионального отделения Союза художников России, преподавателя училища  Ильи Пьянкова «Слушая тишину».

Alma mater  художника  - мастерская станковой живописи Института им. И.Е. Репина под руководством С. Д. Кичко и В. В. Загонека. Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина.

Работы Ильи Пьянкова отличает выверенность композиций, живописная моделировка формы, изысканное колористическое звучание, тонкая нюансировка. Особая лирическая интонация, наполненная задушевностью и проникновенностью, делает картины автора лирическим дневником, где образы окружающего мира приобретают изысканное гармоническое звучание.

«Это в основном пейзажи Санкт-Петербурга, в котором проходили студенческие годы художника: с улицами Васильевского острова, до боли знакомыми набережными Невы, сверкающим куполом Исаакиевского собора, с мощными брандмауэрами доходных-домов и темными дворами-колодцами. Излюбленный мотив – крыши петербургских домов, с романтической атмосферой белых ночей, таинственными контрастами зимнего освещения, когда на огромных печных трубах, как на киноэкранах образуются странные тени – словно образы зазеркалья. Иногда в этих картинах просыпается неизбывная тоска по уходящим безвозвратно красоте и величию Петербурга, тоска по утраченным архитектурным памятникам - «Новая ГолландиЯ» (2005, х., м.). И.Пьянков увлечен поисками необычных композиционных решений даже в привычных пейзажных мотивах, светотеневыми эффектами, колористической сдержанности.
Художник много путешествует по стране и пишет пейзажи с видами затопленных церквей на Рыбинском водохранилище «Покой» (2005), пейзажи своих родных мест «Тишина» (2006), «Дальний берег» (2015, все - х., м.). В них он вкладывает свои размышления о месте человека в мире, о предназначении художника, о тайнах мироздания. Символом его творчества можно считать работу «Бессоница» (2005, х., м.) с чертами автопортретности, в которой автор глубоко погружен в свое внутреннее состояние...»


Светлана Грачёва,
доктор искусствоведения

 

«....Пространство картин Ильи Пьянкова всегда антропоморфно, даже если человека в нем непосредственно нет. Разве что появится силуэт на фоне освещенного окна; или тень, отбрасываемая стоящей в окне фигурой ляжет на противоположную глухую стену. Но фактуры и тектстуры окружающего мира, тонко подмеченные художником в ночной или предрассветной дымке, хранят следы организующего воздействия человека. Освещенное окно, в темноте горящее на фасаде здания, зажженный ночной фонарь, огни над водой, – все они своим теплым неровным свечением озаряют картины и заставляют вспомнить: «если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно…». Человек освещает мир вокруг себя, он есть свет, или причастен к свету. И в этом смысле живопись Ильи Пьянкова может быть названа светописью.  
         Картины Пьянкова, несмотря на их медитативную лапидарность и даже опустошенность, никогда не создают чувства покинутости или одиночества. Скорее, они представляют зрителю место внутреннего сосредоточения и духовной работы, в котором каждая скупая деталь имеет свой смысл и предназначение. «Покой» – заброшенный дом в затопленной деревне, – единственная работа художника, тема которой могла бы дать трагическое ощущение. Но и здесь стена обрушившегося дома с пустыми проемами выглядит скорее как иконостас, не разделяющий миры, но обозначающий выход, явление духовного мира в профанной современности.
         Пребывание в Петербурге, и не только обучение в Институте им. Репина, но и атмосфера самого города, оставили неизгладимый след в творчестве и душе художника. На его холстах Северная Пальмира лишается своей парадной конкретности, ясности классических линий. Для Ильи это город туманов, в которые погружены жилые кварталы, улицы, набережные и дворы исторического центра, не предполагающие отстраненного созерцания. Здесь возможны только включение, растворение, симбиоз, которые делают этот «самый фантастический» и «самый умышленный» город частью личной биографии, личной культуры художника. В этом городе тихо идет снег; свет ночного фонаря выхватывает из темноты поток снегопада; в недвижной глади рек и каналов отражается темное ночное небо. Так постепенно стираются конкретные детали ландшафта и вот уже город Пьянкова — это любое другое обжитое человеком место, вне географической или национальной локации, о чем свидетельствует внимание к творчеству художника со стороны зарубежных зрителей.  

По праву своей профессии и в силу особенностей личного дара, Илья Пьянков может позволить себе одну значимую привилегию -  неспешность созерцания, вдумчивое сосредоточение на предмете зрения, возможность смотреть, видеть и превращать живопись в духовное общение».

Александра Балаш,

кандидат культурологии

Выставка продлится до 1 октября.

Для посещения экспозиции на входе в училище требуется предъявить удостоверение личности.