Живописец, монументалист, график.

С 1968г. член Союза художников России. Заслуженный художник России. Лауреат премии им. Г.С.Мосина (1990г.). Лауреат премии Губернатора Свердловской области «За выдающиеся достижения в области литературы и искусства» (2002г.).

Миша Брусиловский родился в 1931 году в Киеве. В 1952г. окончил Киевскую художественную школу им. Т.Г.Шевченко. Работал в Москве на ВДНХ художником-оформителем. С 1953г. по 1959гг. учился в Ленинградском институте живописи, ваяния и зодчества им И.Е.Репина на графическом факультете (руководитель диплома - А.Ф.Пахомов).

По распределению поехал в Свердловск, где работал в издательстве и преподавал в художественном училище. 

Произведения М.Брусиловского находятся в музеях и частных коллекциях в России, Франции, Германии, Австрии, Англии, Израиле, Швейцарии, США. Среди его многочисленных выставок:

1981 – персональная выставка в Доме художника в Екатеринбурге,

1999, 2001 – персональная выставка в Израиле, 2000 – в Швейцарии,

2001 – персональная выставка в Музее изобразительных искусств в Екатеринбурге…

Совместно с другом Г.Мосиным в 1964г. М.Брусиловский написал историческое монументальное полотно «1918-ый», ставшее явлением советской живописи и экспонировавшееся на первой зональной выставке «Урал социалистический», на выставках в Москве, Италии и ГДР. Вторая совместная работа художников – полотно «Красные командиры времён гражданской войны на Урале» (1969г.).

М. Брусиловский работал в различных жанрах: портрет, большие многофигурные композиции, натюрморты, декоративная живопись. В портретах он старался передать подлинную сущность человека, создать портрет его души. Так, в портрете В.Воловича (1981г.) Брусиловский раскрыл собственный идеал художника, свои представления об эстетических истоках творчества. Иначе решен портрет Г.Мосина (1981-85), где художник изображен в образе охотника - человека, крепко стоящего на ногах. М.Брусиловский написал более 60 автопортретов. Все свои изображения он, как правило, обращал в пространство картины, вступая в диалог с её действующими лицами («В мастерской», 1965г.).

Образ женщины – главный в творчестве М.Брусиловского. Женщина для художника - символ ускользающей красоты, которую он стремится постичь в каждом своём полотне. И тогда, когда в образе быка похищает Европу, преобразившись лебедем, льнёт к Леде, волком обольщает Красную Шапочку, старцем припадает к живительной красоте Сусанны. Любимая модель художника – жена Татьяна, черты которой узнаваемы во многих героинях картин М.Брусиловского.

Самый значительный цикл произведений создан художником по евангельским мотивам: «Распятие», «Пётр и петух», «Хождение по водам», «Христос в Гефсиманском саду», «Несение креста», «Бегство в Египет», «Тайная вечеря» - картины, написанные в разные годы, выполнены в одной стилистической манере. При всей эффектной условной декоративности, они пронизаны нервной чувственностью и глубоким драматическим переживанием.

В антивоенном цикле, созданном в 60-е гг., воплощена боль прошедшей войны («Пьета. Жертвам войны», «Генерал», «Освенцим», «Реквием» и др.). Особенность живописного мышления М. Брусиловского – театральность и зрелищность композиций. Даже в самых трагических полотнах живопись источает энергию жизнелюбия.

Главная черта его живописных произведений – эскизность, лёгкость, текучесть живописной манеры, создающей ощущение живой, подвижной прозрачной среды, в которой рождаются фантастические образы, легенды, выплывающие из глубин подсознания, народной памяти и фольклора. Это придаёт живописи М.Брусиловского зыбкий, многозначный, подвижный характер, её отличает любовь к сложным метаморфозам, неожиданным превращениям и отражениям, она создаёт мир, в котором воображение и реальность проникают друг в друга, перевоплощаются одно в другое. Способность к театральному преображению истории в легенду, жизни в игру воображения сделала искусство художника одним из наиболее ярких и своеобразных в современной России.

Скончался 3 ноября 2016 г.